Асфальт. По технологии современные дороги должны делаться из качественного покрытия, которое должно обладать высокой прочностью и износостойкостью в течении многих лет. С учетом того, что количество автомобилей увеличивается, и нагрузка на современные магистрали растет с каждым годом, вопрос прочности становится все более важным.
Асфальт – это самое распространенное дорожное покрытие в настоящее время. Существует несколько способов его производства. С помощью специальных мобильных асфальтных заводов прямо на месте дорожного ремонта или строительства можно получить строительный материал. Такой вид покрытия также можно получить вдали от места укладки. Асфальт обычно состоит из битума, гравия, песка. Он может быть природного или искусственного происхождения. Искусственный асфальт или асфальтобетон. Он может быть разных видов: горячий, теплый, холодный. Горячий асфальт представляет собой вязкий битум, температура которого составляет не менее 120°C при укладке и уплотнении. Чтобы приготовить такой материал используют еще более жаркие условия. Теплый асфальтобетон укладывается и уплотняется при температуре 40 – 80°C. Если говорить о холодном асфальте, то это жидкий битум, уплотнение которого делают при температуре 10-15°C.
Асфальт бывает разным по составу. Если в смеси есть только песок, а щебня и гравия нет, то такой асфальт называю песчаным. Гравийный асфальт в своем составе, помимо основного компонента, имеет песок, минеральный порошок и битум. Если материал изготовлен из всех предыдущих компонентов и в него еще добавлен щебень, то тогда это щебеночный асфальт.
Существует еще одна классификация, по которой горячие и теплые асфальтобетонные покрытия делят на плотные, пористые и высокопористые виды. Плотный асфальт используют для верхнего слоя дороги, а пористый и высокопористый – для нижних слоев.
В последнее время в основном дороги делают из горячего асфальтобетона, который в свою очередь бывает литой и катаный. Литой асфальтобетон укладывают методом литья на основание. При этом не задействуются никакие механизмы для распределения асфальтной массы, смешанной в специальных емкостях, по поверхности дороги. Все выравнивается вручную, с помощью инструментов. Катаный вид не требует смешивания асфальтной массы в специальных установках. Применяется метод укатки асфальта с помощью машины. Также иногда используется технология разбрызгивания. Это когда на основание наносят щебень, а поверх него разбрызгивают асфальтную смесь. Такая дорога может состоять из одного или нескольких слоев. Иногда чтобы улучшить прочность и долговечность дорог, технологию разбрызгивания совмещают с другими методами укладки.
Что касается срока службы. Если все работы были проведены согласно существующим требованиям, то такая дорога послужит минимум 7 лет. Отклонение может быть связано с другими факторами: наличием канализационных люков, загруженностью магистрали и т.д. Для того чтобы сделать 10 кв. м дороги толщиной в 40 мм понадобится около 1 тонны асфальта.
Для улучшения качества покрытия, в последнее время, при строительстве дорог, стали добавлять различные добавки в асфальтобетон.
Резиновая добавка. Это технология, согласно которой в асфальтную смесь добавляют резиновую крошку. Дорога, с такой добавкой как и добавки для цементных и бетонных смесей, менее подвергается разрушительному воздействию влаги, а значит, становится более долговечной. Такой асфальт не нуждается в частом ямочном ремонте, а также улучшается сцепление с колесами автомобиля. Наличие резиновой добавки не дает асфальту разрушатся в жаркую погоду. В качестве добавки можно использовать старые автомобильные шины. Таким образом, решается сразу две проблемы: куда утилизировать старые покрышки и как предотвратить разрушение асфальтных покрытий. Конечно же, такой способ покрытия будет дороже, чем обычный, зато он себя окупит в скором времени, так как можно будет сэкономить на ремонте.
Пластиковая добавка. Опыт использования такой добавки пока что практикуется только в США. Там начали использовать специальную технологию строительства дорог, согласно которой в асфальтную смесь добавляют 20 % переработанного пластика. Такие дороги будут более экологически чистыми. А также легко решается проблема с ремонтом небольших ям. При их возникновении достаточно лишь разогреть проблемную площадку и разгладить ее.
Полимерная геомембрана. В современном дорожном строительстве часто применяют мембранные пленки. Они обладают целым рядом преимуществ. Это: повышенная прочность, эластичность, стойкость к воздействию влаги и химических веществ. Такие пленки можно применять в неблагоприятных условиях. Геомембранная пленка производится по сложной технологии и внешне представляет собой двухслойный полимерный материал. Такие пленки значительно продлевают жизнь дорог, так как все ее компоненты сохраняют свои свойства на протяжении очень длительного времени эксплуатации. Мембранные пленки бывают профилированными и гладкими. Самыми ценными считаются профилированные пленки. Они обладают прекрасными гидроизолирующими свойствами, правильно распределяют нагрузку, уменьшают время деформации полотна. С их применением можно значительно уменьшить толщину асфальтного покрытия, не снизив его прочностных свойств. Также сокращается количество ремонтных работ на таких дорогах.