Реставрация собора. Летом 2006 г. в Гродно случилась беда – выгорела правая сторона деревянного алтаря Кафедрального собора св. Франциска Ксаверия. У меня уже был немалый опыт реставрационной работы, согласился помочь.
Масштаб предстоящих работ поражал иконостас все-таки почти 20 м в высоту. Многие детали алтаря правой стороны были симметрично отражены слева (фото 1). Но некоторые элементы были утрачены. Мы обратились ко всем, кто когда-либо фотографировал внутреннее убранство. По фотографиям и восстанавливали (фото 2). Повезло, что незадолго до пожара студенты с кафедры архитектуры одного из университетов делали план алтаря. Размеры, конечно, условные, верхняя часть вообще мерилась на глаз. Но этот план очень помог в подборе профилей, фигур, их размещении.
Параллельно с основным фронтом работ пришлось заниматься реставрацией частей алтаря, не тронутых огнем, но сильно подточенных временем. Нижняя часть колонн была настолько трухлявой, изъеденной жучком, что по структуре напоминала губку. Давление сверху даже деформировало некоторые элементы. К тому же, алтарь был построен на деревянных гвоздях. При детальном осмотре оказалось, что вся эта деревянная громадина стоит не на фундаменте, а на песчаной подушке. И нижняя часть иконостаса совершенно не повреждена жучкам.
Древние мастера были гениями: дерево «дышит», периодически разбухает и усыхает, реагирует на атмосферные явления, колебания влажности внутри храма. Поэтому конструкция должна работать и на расширение, и на сужение. При жестком креплении алтарь развалился бы на куски. Тонко рассчитана система компенсаторов, распределение напряжения. Породы древесины использовали разные: березу на колоннах, липу в резьбе, лиственницу в самых верхних элементах, смолистую сучковатую сосну в самом низу. Много проблем доставили слои краски, накопившейся за столетия на алтаре. Самый древний слой лак на растительной основе. Самый молодой краска на основе казеинового клея 60-х гг. прошлого века. Никакой растворитель не берет настоящий панцирь.
Вся резьба – ручная работа (фото 3). Механически мы делали только профили. Для этого пришлось, правда, мастерить ножи 52 комплекта (фото 4)!
Один из самых ярких заказов замена дверей в гродненском православном соборе. Одну, самую сохранившуюся, отреставрировали, чтобы можно было представить, как все это выглядело 100 лет назад (фото 5). Вообще, в исторической части города уже несметное количество зданий красуется моими изделиями. Банки, офисы, государственные учреждения, даже драмтеатр.
Двери моего производства клееные. Каркас обрабатываю зубчатой фрезой: она увеличивает площадь склеивания в два раза. Даже хороший, без изъянов цельный брусок разрезаю пополам вдоль. Переворачиваю одну из половинок и складываю. Такой прием меняет направление волокон: нет выворачивания бруска, волокна гасят напряжение. Каждая лестница уникальна, ведь ее нужно вписывать в помещение с индивидуальными характеристиками . По высоте и ширине помещения рассчитываю длину тетивы, количество, высоту и размер ступенек.
Важно! Высота ступенек обязательно должна быть одинаковая! Разница больше 1 см это уже опасно. Человек привыкает к одному шагу, за нестандартную ступеньку легко зацепиться. Рассчитываю для каждой ступени специальную точку, вокруг которой человек поворачивает. В месте хода ширина ступеньки должна быть одинаковой! При этом расстояние до точки поворота не менее 45 см (см. рис. ). Еще один важный момент: расстояние между балясинами лестничных перил нужно подбирать так, чтобы ребенок не мог просунуть голову. Обрабатываю ступени чаще всего специальным воском. Поверхность получается идеальной, шелковистой, матовой, устойчивой к физическим нагрузкам.
Дефекты, вмятины, дырки от гвоздей на мебели или дверных наличниках Прячу, замазывая промятым цветным воском.